АФ "ФинЗащита" » Полезная информация » Актуальное в налогах, праве и бухгалтерии »
Налог на прибыль
1. Вопрос: При инвентаризации комиссия обнаружила неучтенное основное средство и излишки ТМЦ. Составлен акт, оборудование и ТМЦ учтены по рыночной цене. Как нужно начать начислять амортизацию и списывать на затраты стоимость ТМЦ для расчета налога на прибыль? Ответ: - Проверьте, оценка должна быть по рыночной цене и стоимость ОС включается в состав внереализационных доходов (п.8 ст.250) - Безвозмездно полученное ОС не амортизируется. В НК нет способа определения первоначальной стоимости ОС, выявленных в результате инвентаризации. К тому же, расходов в виде кап. вложений не было. - Касательно ТМЦ ситуация аналогична в части доходов, а по расходам вы можете взять 24% от их рыночной цены. Тогда получится, что одна и та же сумма попадает и в доход, и в расход. Т.е. организация не в проигрыше. См. письмо Минфина России от 25 января 2008 г. № 03-03-06/1/47. 11-06-2009 2. Вопрос: Руководитель сдает в аренду своей же фирме личное имущество. Можем ли мы учесть расходы по налогу на прибыль? Ответ: Можно, если осторожно. Аренда не касается трудовых отношений и это такой же договор аренды как и с посторонним контрагентом. Обязательна экономическая целесообразность (п.1 ст. 252 НК РФ). Но ! Если он сдает только офис – то у него будет все в порядке, а если также несколько грузовиков, склад, производственное помещение и еще по мелочи, то есть риск, что его признают лицом, занимающемся незаконной предпринимательской деятельностью. В таких вопросах важно чувство меры. Вы вероятно в курсе, что в УК есть статья такая. Если он зарегистрирован как ИП – проблем не будет точно. Вообще подобного рода дискуссии вначале с налоговым инспектором, потом и в суде решаются исходя из «профессионального суждения» и «внутреннего убеждения судьи». А по-русски – как бог на душу положит и из здравого смысла. Когда нужно будет вывернуть против Вас – наиболее широко используются термины «недобросовестность», «экономическая целесообразность». Не попадайтесь! 11-06-2009 3. Вопрос: Организация получила ОС, бывшее в употреблении, от собственника в качестве вклада в уставный капитал. Оставшийся срок полезного использования 11 месяцев, остаточная стоимость — менее 20 000 рублей. Нужно ли это имущество амортизировать или можно включить в материальные затраты при вводе в эксплуатацию? Ответ: Можно, если получено в 2009 году. Спорно, если получено в 2008 году. Ситуация 2008 года. На этом наставил Минфин, см. письмо от 1 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/241). При внесении в уставный капитал амортизируемого имущества его принимают к налоговому учету по остаточной стоимости. Такую стоимость определяют по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности (п. 1 ст. 277 НК РФ). · акт о приеме-передаче объекта по форме № ОС-1; · техническая документация (с указанием года создания или приобретения); · выписку, справку и т.п. из регистров налогового учета передающей стороны о первоначальной стоимости ОС и о начисленной за период эксплуатации амортизации. Обратите внимание, что стоимость признается равной нулю, если получатель не может ее документально подтвердить. Фирмы, получающие основное средство, бывшее в употреблении, могут уменьшить срок его полезного использования, установленный предыдущим собственником, на фактический срок эксплуатации до момента передачи (п. 14 ст. 259 НК РФ). До 30-12-2008 Ситуация 2009 года. п. 14 ст. 259 – не действует. В новом п. 7 ст. 258 НК РФ появилось «наследство», что срок полезного использования ОС, бывших в употреблении, определяется как срок их полезного использования, установленный предыдущим собственником, уменьшенный на срок, в течение которого имущество эксплуатировалось. Новшество: «Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей главой, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.» А также есть п. 1 ст. 256 НК РФ, позволяющий не признавать имущество амортизируемым и включать его стоимость в расходы единовременно. 11-06-2009 4. Вопрос: Компания приобрела кухонное оборудование для организации питания сотрудников стоимостью более 20 000 рублей. Вряд ли я могу его учесть в качестве основного средства ? Значит, в расчете налога на имущество, налога на прибыль тоже учитывать не нужно? Ответ: Можно, но есть нюансы касательно «экономической обоснованности». С точки зрения здравого смысла у коммерческого предприятия нет экономически необоснованных расходов. Иначе оно разорится. Этого вряд ли кто-либо хочет из руководства, собственника. Утрируя, максимальная «экономическая обоснованность» в отношении работников была в Бухенвальде, Освенциме – работа, кормежка и прочие условия делали из людей истощенных биороботов для тяжелых работ. На основании п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» Минфин (письмо от 21 апреля 2005 г. № 03-06-01-04/209) требует включать стоимость подобных предметов в налоговую базу по налогу на имущество. По налогу на прибыль все будет так, как оформите. В судебных спорах помогают конкретные обязанности работодателя по обеспечению нормальных условий труда, указанные в коллективных и трудовых договорах. А также меняйте формулировки, зная меру, напр.: Оформление комнаты отдыха – комната для проведения переговоров; не ресторан – а прием делегации с буфетным обслуживанием; цветы 8 марта – рекламная акция для привлечения покупательниц, украшения витрин и т.п. 11-06-2009 5. Вопрос: Организация продала излишки материалов, выявленные в результате инвентаризации год назад. Нужно ли мне пересчитать их рыночную цену на дату продажи и поставить как внереализационный доход? Ответ: Пересчитывать не нужно. Излишки ТМЦ при их продаже в бухгалтерском учете списывают по себестоимости (п. 73, 91 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Но в налоговом учете списать в расходы можно только 24% от рыночной цены вашей «неучтенки» (п. 2 ст. 254 НК РФ). Сумма расходов равна ранее начисленному внереализационному доходу в момент, когда ТМЦ были. В случае применения ПБУ 18/02 нужно будет сделать бухгалтерскую проводку на сумму постоянного налогового обязательства (величина налоговых расходов меньше и никогда не совпадет с бухгалтерскими расходами). 11-06-2009 6. Вопрос: Работники нашего предприятия ездят в командировки, иногда покупают ж/д билеты в вагоны повышенной комфортности, которые имеют платный сервис (питание и т. д.), включенный в стоимость билета. Можно ли стоимость билета включить в расходы по налогу на прибыль? Ответ: Да, можно. Главное - производственный характер командировки. Минфин это подтверждает письмом от 21 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/823. 11-06-2009 |