Кабинет правовых консультаций   РегистрацияЗабыли пароль?
Логин: Пароль:
Распечатать страницуЭкспорт в WordОтправить ссылку другу
Аудит, бухгалтерия, право
Почему с нами стоит сотрудничать?
Аудиторские услуги
Бухгалтерские услуги
Юридические услуги
Обучение
Программа обучения
Требования к претенденту
Об аттестатах CPA, CFM, CMA
О порядке проведения аттестации
О постоянном повышении квалификации
Изнанка взаимоотношений «карандашиков» и работодателей
Организация обучения
Вебинары по бухгалтерскому учету
Обслуживание программ 1С
Отзывы клиентов
Электронная отчетность
Новости
Полезная информация
Контакты

АФ "ФинЗащита" » Обучение »

Изнанка взаимоотношений «карандашиков» и работодателей

Изнанка взаимоотношений «карандашиков» и работодателей.

1.       В чем проблема

Специалистов в области бухгалтерии и финансов кризис коснулся одних из первых . Кроме череды увольнений, произошло значительное сокращение заработных плат.

При этом объективно в организациях стоит вопрос: как снизить затраты на содержание «экономической» инфраструктуры, но сохранить надежность и качество работы сотрудников. 

Важной составляющей является сложившаяся на рынке труда тенденция: финансовый менеджер (директор) престижнее бухгалтера (главного бухгалтера). При этом карьеристу (в хорошем смысле слова) приходится это учитывать и принимать меры. Как правило, просто окончание еще одних курсов/ВУЗа, даже самых престижных - малоэффективно. Просто потому, что окончивших курсы достаточно много.

При этом сокращение заработной платы у ключевых специалистов гораздо меньше, чем у рядовых. Статус «ключевого специалиста» достаточно субъективен, но человеческое желание быть оцененным и авторитетным велико. Статус определяется мнением руководства, коллег и зависит от множества факторов. Вплоть до того, потеет ли рука и можно ли ее пожать без опаски.

Поскольку законодательство жестко указывает бухгалтеру, аудитору, юристу что и как делать (хотя и содержит огромное количество сомнительных случаев, решаемых исключительно в арбитражном порядке), то у  финансовых работников существует иная проблема. Их епархия - в основном  управленческий учет и налоговые последствия. Оговоримся, что  картина полномочий и ответственности (как следствие – престижность, карьера и доходы!) может существенно меняться.  В управленческом учете нет регламентированных правил, за которые можно «спрятаться» также надежно, как за законодательство. При этом груз ответственности и психологического давления на финансового менеджера или бухгалтера по управленческому учету может быть гораздо больше. Не являются редкостью жесткие конфликтные ситуации, как из-за ошибок, так и из-за разной трактовки цифр в управленческой отчетности со стороны руководства и акционеров. Разность интересов менеджмента и акционеров (в т.ч. между собой) может привести к выбору «козла отпущения». Понятно, что им станет с большой вероятностью фин. менеджер, а не директор/акционеры, экономившие на технико-методическом обеспечении учетного процесса. Кстати, термин «спрятаться за законодательство» автором взят, увы, не из головы, а из личного опыта. Именно так когда-то, когда я работал главным бухгалтером, мне сказал талантливый в своем деле, но не волновавшийся по поводу бухгалтерии  руководитель. Он вполне искренне считал, что это дело  бухгалтерии разбираться в появляющихся проблемах от слишком свободных действий руководства и менеджеров. И безвыходных ситуаций для бухгалтера, финансового директора или юриста нет. А если есть – то Вы плохой специалист. Знакомо, читатель?

2.      Кто виноват?

Вы сами.  Ведите еще и учет …. человеческих качеств.

Вспомните простую истину от маркетинга: найдите потребность и удовлетворите ее. Ценность и как следствие, стоимость деловых качеств (т.е. Ваша заработная плата, явная и скрытая) специалиста определяется именно этой формулой.  

А в чем потребность работодателя ? Автору текста показалось наиболее интересным утверждение одного знакомого предпринимателя:

«Бухгалтер или финансист – это такие люди, от которых может  быть больше всего головной боли. Или что-то не знает – потом делает ошибки, что очень плохо. Или знает что-то, что не очень хотелось бы, чтобы он знал. Вот и думай. А, в общем, все они надоели….»

Уточним понятия: «ценность» - кажущаяся полезность услуги, товара, специалиста (да! – есть же термин «рынок рабочей силы») для какого-то дела. Заметим, именно «кажущаяся». Реальную оценку высвечивает проблемы – например налоговая проверка раз в два года, а кого-то это минует и несколько лет,  или руководитель платит по прейскуранту инспектора и инспекции ( а в этих случаях оценка бухгалтерской работы никто не делает, знают – «что, так надо»), или из аудиторского отчета (но аудиторскую проверку делают не так часто, поскольку это достаточно дорогое удовольствие).

При идеальном состоянии учета Вам спасибо не всегда скажут или заметят даже при налоговой проверке,  окончившейся ничем. По молодости, автор тоже не удосужился утомлять внимание руководителя такой «ерундой» как окончившаяся нулевыми доначислениями проверка при значительных оборотах предприятия. Лишь только увидев как-то акт, руководитель удивился – «А что у нас проверка была?» Потом, правда, небольшую премию все-таки выписал….

Стоимость - это уже денежная оценка ценности. Заметим, это тоже предмет торга. При этом практика трудоустройства бухгалтеров и финансовых менеджеров показывает – как договоришься вначале – так и будет.

Таким образом, руководитель пытается угадать Вашу ценность по своим, сугубо личным критериям. У кого-то получается, а у кого-то и нет. Для интересующихся предлагаю выдержку из одной из моих любимых книг В.К. Тарасова «Искусство управленческой борьбы».

Запомните и применяйте!

Полезная изюминка при трудоустройстве. Изменить график работы, вознаграждение ( в т. ч. «скрытое» - мобильная связь, ГСМ и т.п.)   - будет нелегко потом. Психологически изменить  «потом» труднее - Вы уже наемный сотрудник и находитесь в более слабой позиции, чем изначально – «договаривающаяся сторона».

3.      Что делать ?

Переведем вышесказанное на алгоритм выстраивания карьеры.  Афористично  говоря, вначале платят за доверие, потом за риск, и в последнюю очередь – за труд.

а.      Доверие.

Участвуя в образовательных проектах, получая знания и регалия, приобретая услуги консалтинговых фирм,  как специалисты, так и руководители предприятий, по сути, покупают уверенность.

Особенно это касается владельцев малого и среднего бизнеса, которые не всегда могут приобрести консалтинговые услуги и часто ориентируются на биографию специалиста. Биография становится важным критерием оценки работодателем специалиста, работающего как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе.

Специалист, работающий в крупном бизнесе, просто вынужден поддерживать свой имидж в «форме» как для сохранения текущих позиций на фирме (должность, неформальный статус и т.п.), так и для продвижения вперед. 

 Обычно, для поддержания профессиональной базы и авторитета на фирме специалист использует следующие типовые шаги:

a.       Чтение «бумажной» периодики;

b.      Посещение семинаров

c.       Использование СПС, интернета и баз данных.

При этом широко используется «сарафанное радио» и консультации коллег по сложным вопросам. 

Все это правильно и нужно, но этого мало.

Далеко не все предприятия готовы оплачивать «пакет» материалов для самообразования специалиста.

Конечно, можно обратиться в разные фирмы и получить нужные ответы и услуги. Но они будут разрознены и направлены на помощь  фирме, а не конкретному живому человеку!  То есть, если специалист уволился, то он автоматически исключается из числа «нужных» людей, и на него при необходимости можно «вешать всех собак». При, конечно, нужном случае.

Кстати, судебная практика идет по пути, когда за свои совершенные действия в прошлом работник отвечает, даже если успел уволиться.

 При этом придется сделать малоприятные действия: убедить руководителя купить и заплатить за подобные услуги («Сам что ли не можешь разобраться? Но если ошибешься…»). Также всегда будет подсознательно стоять вопрос, а к той ли фирме обратился.  А именно этот человек принимает решения, руководствуясь не только правовыми факторами. При этом нередки ситуации, когда предприятия переплачивают налоги, несут потери из страха конкретного специалиста перед самим руководством фирмы, «убыточными» и прочими госкомиссиями.

Итак, когда Вам можно верить:

·         Вы предпринимаете реальные усилия по своему профессиональному росту;

·         Руководство это видит;

·         Происходит регулярный контроль Вашей компетентности. Т.е. за Вашей спиной стоит кто-то, кто пользуется авторитетом;

·         Спокойны, уверенны, умете держать слово, даже в кризисных ситуациях;

·         Регулярно высвечиваете, а не «прячете» (откладываете, не напоминаете и т.п.) проблемы, которые сами решить не можете;

·          Этичны.

Многие вещи зависят от Вас, но первые три проблемы НИПБ решает.  Это немало.

б.      Риск.     

Частично уже рассмотрен выше и возникает вследствие небрежного отношения к законодательству и/или излишней погоней за выгодами.

Отметим еще несколько типовых ситуаций.

Обычная логика такова. Бухгалтерия, финансовый отдел – одни из самых нелюбимых на предприятии. Денег не зарабатывают, продукции или услуг, которые можно «пощупать» - не производят. Зато регулярно носятся с бумажками и всех «достают» с ограничениями.

При этом действиях многих сотрудников приносят юридические,  налоговые и просто денежные потери, с которыми приходится в дальнейшем разбираться «нелюбимым отделам». Естественно, финансовый менеджер и бухгалтер должны быть готовы «отмыться» заранее.

При этом затраты на материально-техническое и методологическое сопровождение учетного процесса (любого – управленческого, бухгалтерского, налогового) финансируются обычно в последнюю очередь, а спрос за «брак» - более высокий.

          Отметим также непонимание большим количеством руководителей потенциальных проблем «до»…,  а «после» уже поздно. Поэтому важно всегда обосновывать и подчеркивать риски заранее.

Допустим, бухгалтер (финн. менеджер) знает правильное решение, но он не всегда готов его принять под давлением руководства. Вдруг испортят трудовую книжку, а бегать по судам не захочется. Да и денег потребует. Налоговая – раз в три года. Сам уволюсь заранее. Аудит – да в общем-то не страшен… Ну уволят, но до 199 ст. УК дело не дойдет же, в отличие от дел с налоговой.  Кстати, в нашем варианте  можно включать в трудовой договор пункт о поддержке специалиста со стороны СРО, о праве СРО защищать специалиста как от государства, так и от работодателя.

в.      Труд

Рутинный труд в значительной мере автоматизируется, и для его выполнения можно привлечь низкоквалифицированный персонал с минимальными запросами по заработной плате. Легко можно уволить человека – он заменяем, как однотипные гайки – бери любую, лучше ту, которая дешевле. При этом в каждом механизме найдется место и для «гаек», и для дорогостоящих «механизмов».  Задача бизнеса – прибыль, поэтому любой нормальный руководитель будет упрощать, автоматизировать, удешевлять.

Резюме.

Национальный институт профессиональных бухгалтеров поможет обеспечить специалисту надежную «профессиональную историю», которая будет полезна не только ему, но и предприятию. Особенно в условиях развития саморегулирования в РФ по западному подобию, реформ бухгалтерского учета, движению к МСФО.

Не будьте «гайкой» !

карта сайта
(916) 469-75-69
help@affz.ru
(916) 469-75-69
© "ФинЗащита", 2008-2014
Юридическая информация

создание сайтов - Webis Group




Подписаться на:
RSS
Имя:
E-mail:

Посетите Каталог Maillist.ru.